Когда и чем вы начинали прикармливать своих малышей? Может у кого-то есть хорошие ссылки. Давайте делиться.
Несмотря на все достоинства материнского молока ребенку в возрасте 4-6 месяцев необходимо введение других продуктов питания и блюд, что обозначается термином "прикорм". Расширение питания ребенка обусловлено следующими основными факторами: необходимостью дополнительного введения ряда пищевых веществ, в том числе витаминов, минеральных веществ, поступление которых только с женским молоком в возрасте 4-6 месяцев становится недостаточным; необходимостью тренировки и развития пищеварительной системы, жевательного аппарата и стимуляции моторной активности кишечника детей.
К 4-6 месяцам жизни снижается повышенная проницаемость слизистой оболочки кишечника, отмечается созревание ряда пищевых ферментов, формируется достаточный уровень местного иммунитета кишечника и к 4-6 месяцам созревают механизмы проглатывания полужидкой и твердой пищи (проходит рефлекс "выталкивания ложки").
Раннее введение прикорма (до 4-6 месяцев) является физиологически неоправданным. В то же время, введение первого прикорма позднее 8 месяцев также не оправдано, так как ребенок нуждается в расширении пищевых веществ рациона, и при позднем введении прикорма могут возникнуть проблемы с адаптацией к пище более плотной консистенции, чем молоко. Таким образом, при достаточной лактации у матери основной прикорм (овощные пюре и каши и др.) целесообразно вводить в возрасте 4-6 месяцев.
С 4,5-5,5 месяцев в рацион ребенка можно вводить густую пищу. В качестве первого прикорма, как правило, назначают овощное пюре. Введение овощного прикорма начинают с одного вида овощей (картофеля, кабачков), а затем переходят к смеси овощей с постепенным расширением составляющих: используют цветную капусту, тыкву, белокачанную капусту, морковь, а позднее томаты и зеленый горошек.
Через 3-4 недели после введения овощного пюре вводят каши. Крупы являются источником углеводов, растительных белков, витаминов группы В, необходимых минеральных веществ (железа), а также растительных волокон, необходимых для нормального функционирования желудочно-кишечного тракта. Как правило, начинают использовать каши из безглютеновых злаков, то есть не содержащих глютен (рисовую, герчневую, кукуруовую), так как ранее введение в рацион каш из злаков, содержащих глютен (манной, пшенной, овсяной, ржаной, ячменной), может вызвать у детей нарушение деятельности желудочно-кишечного тракта.
С 5-6 месяцев можно давать каши из других круп. Некоторые виды детских каш содержат добавки из фруктов, овощей, орехов. Следует помнить, что такие каши можно использовать только при отсутствии аллергических реакций у ребенка на данные виды добавок из-за их высокой аллергенности (особую осторожность стоит проявлять при введении продуктов, содержащих орехи).
Если ребенок плохо набирает массу тела или имеются нарушения функций желудочно-кишечного тракта, в качестве первого прикорма вводят кашу, а затем уже овощное пюре.
С 7-8 месяцев в рацион ребенка вводится творог как дополнительный источник белка. Более раннее введение творога нецелесообразно, так как дети, находящиеся на грудном вскармливании, необхоидмое количество белка получают с материнским молоком.
Мясо в рацион ребенка рекомендуется вводить с 9 месяцев. Оно содержит белок, жир, витамины А, В 12, ниацин и легкоусвояемое железо. Следует начинать с мясного пюре, которое позднее заменяется фрикадельками (10-11 месяцев) и паровыми котлетами (к концу первого года жизни). С 11-12 месяцев ребенку 1-2 раза в неделю вместо пямного пюре можно рекомендовать рыбное пюре. Рыба служит источником витаминов группы В и минеральных солей, ее жир отличается высоким содержанием полинасыщенных жирных кислот.
С 7,5 - 8 месяцев в рацион ребенка вводят кефир. Использовать кефир в питании детей более раннего возраста нецелесообразно.
При введении прикорма следует придерживаться следующих правил
Вводить любой новый продукт только тогда, когда ребенок здоров.
Не начинать введение прикорма в жаркую погоду и во время проведения профилактических прививок.
Каждый новый продукт надо вводить постепенно, с небольших количеств (сок - с 1-2 капель, пюре и кашу - с 1/2 чайной ложки). Необходимо внимательно наблюдать за переносимостью продукта. При появлении симптомов плохой переносимости (нарушение функций кишечника, аллергических реакций) необходимо прекратить введение этого продукта и попытаться вновь ввести его через некоторое время. Если пи повторном использовании симптомы непереносимости сохраняются, от введения этого продукта следует отказаться и попытаться заменить его другим (например, яблочное пюре-грушевым).
Прикорм следует давать детям до кормления грудью, с ложечки, а не через соску.
Введение любого нового вида пищи следует начинать с одного продукта, постепенно переходя к смеси двух, а затем и нескольких продуктов.
Следует помнить, что вследствии неблагоприятной экологической обстановки, основу прикорма детей первого года жизни должна составлять продукты и блюда промышенного производтва, изготовленные из высококачественных исходных продуктов, которые обеспечивают безопасность входящих в них компонентов, имеют герметическую упаковку и помогают разнообразить питание реебнка. Их использование значительно облегчает прцоесс приготовления пищи, экономит много времени.
К числу таких продуктов относятся :
сухие инстантные злаковые и злаково-молочные каши, обогащенные основными витаминами, железом, кальцием; дополнительное поступление которых является важным способм профилактики анемии, нарушений обмена кальция;
разнообразные консервирвоанные фруктовые, овощные и фруктово-овощные соки и пюре;
мясные и рыбные пюре ( гомогенизированные, пюреобразные или курпно измельченные). В мясные и рыбные пюре часто добавляют крупы или овощи, что повышает пищевую ценность продукта. Многие виды мясорастительных и мясных консервов обогащены железом, что является важным способом профилактики железодефицитной анемии у детей раннего возраста.
Продукты прикорма выпускаются многими заводами и компаниями в нашей стране и за рубежом. Следует строго выполнять все правила приготовления и хранения продуктов, указанных на этикетке.